Секреты и хитрости для комфортного дистанционного обучения:
Избавляемся от информационного мусора
Информационный мусор или шум – это огромный поток информации, где пользы все меньше с каждым новым гигабайтом данных.
К информационному мусору относится все, что может отвлекать от учебы: социальные сети, мессенджеры, телевизор, электронная почта, игры и пр. Не стоит полагаться на свои способности к многозадачности. Ученые выяснили, что одновременное выполнение нескольких задач снижает IQ на 10 пунктов на момент выполнения задач. Eсли не можете сами себя контролировать, воспользуйтесь помощью блокировщика сайтов. Запускайте его, когда смотрите видеолекции или выполняете домашнюю работу. Не забудьте предварительно настроить блокировщик и внести в исключения все нужные для учебы сайты и программы. Иначе он не даст вам доступа к ним.
Учимся себя заставлять
Если утром не можете заставить себя подняться и найти мотивацию приступить к учебе, не корите себя за это. Так происходит с теми, кто все никак не может взяться за дело, а вечером мучается угрызениями совести из-за невыполненного плана. Именно это и называется прокрастинация. Практика показывает, что нужно только начать – и учеба начнет выполняться сама собой. Ученые сходятся во мнении, что феномен прокрастинации возникает из-за подсознательного страха (получить плохую отметку) или конфликта (будет ругать преподаватель или родители). Эффективный метод борьбы: пообещайте себе заниматься нелюбимым заданием только 5 минут, после чего сможете по желанию вернуться к ничегонеделанию. Вы удивитесь, как спустя 5 минут учеба поглотит вас, и вы будете стараться доделать всё до конца. Такой способ борьбы с ленью называется правило «5 минут».
Оно дарит ощущение контроля, которое не хочется отпускать даже по прошествии заветных 5 минут.
Поэтому человек старается продлить его как можно больше. И начав, мы стараемся доделать работу до конца.
Делаем домашнюю работу как можно быстрее
Знакомая ситуация: если занятие один раз в неделю, то ты будешь откладывать домашнее задание до последнего, ведь времени еще много (как тебе кажется). А это значит, что ты точно насобираешь кучу домашних заданий по всем предметам сразу, ведь каждое будешь откладывать до последнего. Установите себе лимит выполнения домашней работы, даже если его вам не устанавливает преподаватель. 48 часов – самый оптимальный срок. И это связано со свойствами памяти: чем больше повторяешь, тем лучше это откладывается в памяти. Вот действенная схема запоминания информации: первый раз повторить через 20 минут после занятия; второй раз повторить через 2 часа после занятия; третий раз повторить перед сном в день занятия; четвертый раз повторить на утро следующего дня после занятия; пятый раз повторить днем или вечером следующего дня после занятия.
Работаем с друзьями
Когда учишься дома, да еще и один, страдает сосредоточенность на предмете. Чтобы не «залипать» в соцсетях, объединяйтесь и создавайте собственную группу по интересам. Вы можете звать единомышленников к себе домой или учиться по зуму/тимз. Так вы и и другие студенты сможете контролировать учебу и одергивать друг друга, если кто-то будет заниматься не тем, чем следует.
Используем диктофон
Диктофон окажется бесценным, когда нужно:
1. Выучить наизусть. Когда читаешь материал, а в голове так ничего и не откладывается, стоит записать его на телефон. Прослушивайте его в любое удобное время: во время прогулки, похода в магазин или поездки в метро. Это как с песней: чем чаще слушаете, тем быстрее запоминаете слова, которые не хотят откладываться, когда пытаешься выучить их целенаправленно.2. Подготовиться к контрольной. Экспромт в голове звучит совсем не так, как в жизни. Попробуйте сымитировать ситуацию ответа на контрольной и начитать устный ответ на диктофон. Когда будете переслушивать, найдите места, где сбиваетесь или говорите лишнее.
3. Подготовиться к выступлению на публике. Запись речи на диктофон поможет выявить слабые места, расставить правильные паузы, выбрать оптимальный темп говорения и даже подобрать лучшее место для шутки. Да, поначалу собственный голос будет звучать очень непривычно. Но со временем вы научитесь воспринимать себя позитивно.
Визуализируем
Ученые выяснили, что визуальная информация (или проще – картинки) воспринимаются мозгом быстрее и лучше, чем любые другие способы подачи данных. Но не все могут и любят рисовать. Лекции, конспекты и ответы на домашку можно визуализировать с помощью следующих средств: цветные стикеры и маркеры помогут быстрее запомнить новую иностранную лексику, формулы, термины (особенно если расклеить их по дому); скетчноутинг - иллюстрированные заметки с персонажами, цитатами, эффектами (например, комиксы).
Правильно ищем нужную информацию
Сейчас никто не ищет информацию в учебниках и методических материалах. У нас ведь есть интернет. Но чтобы найти действительно важную и нужную, придется разобраться в основах работы поисковиков. Вот несколько хитростей поиска полезного материала в считанные минуты, чтобы процесс не отнимал все свободное время:
1. Ресурс, где будет встречаться точная фраза или форма слова можно найти, если взять поисковой текст в кавычки.
2. Если забыли слов из цитаты, нужно в поисковой строке всю цитату взять в кавычки. А вместо пропущенного слова поставить звёздочку. «Мороз и солнце; день *!».
3. Если нужно найти фразу с обязательным использованием какого-то слова, после нее поставьте пробел, затем + и без пробела введите нужное слово. Например: горение топлива +задачи.
4. Если не хотите видеть документы с определенным словом/фразой, поставьте перед ним знак минуса. Например: Наполеон - торт.
5. Чтобы найти информацию в рамках одного сайта, в поисковой строке наберите site, после него поставьте двоеточие и наберите искомую фразу/слово. Например: site: externat.foxford.ru «аттестация».
6. Если ищете определенный вид документа (ворд, гифку и т.д.), в поисковой строке наберите mime, поставьте после него двоеточие и введите нужный тип документа. Например: mime:pdf.
Используем горячие клавиши
Те, кто освоил горячие клавиши, отмечают, насколько быстрее стали делать некоторые работы. Это особенно актуально для тех, кто часто выполняет повторяющиеся действия: делает скрины, использует копи-паст и т.д. Вот самые популярные «ускорители», которые могут вам пригодиться во время дистанционной учебы:
Win + пробел – переключает язык на клавиатуре;
Win + PrtScr – делает быстрый скриншот с последующим сохранением в папку;
Win + Home – быстро сворачивает окна, оставляя активное (восстановить все назад можно при повторном нажатии);
Ctrl + Shift + T – восстановит случайно закрытую последнюю вкладку в браузере.
Если у вас macOS, вот быстрые клавиши для эффективной работы:
Command + Shift + 3 – сделать скрин экрана;
Command + F – быстрый поиск слова по тексту;
Command + Z – восстановление последней закрытой вкладки в браузере;
Command + Options + H – сворачивание всех окон, кроме основного.
Следим за своим питанием
Даже если вы учитесь дома, не стоит жевать что-то во время лекций и вебинаров. Для этого есть несколько причин: Ложка/вилка и тарелка в руках мешают конспектировать. Жевательный и пищеварительный процесс значительно снижают мозговую активность. Меняя пищевые привычки сейчас, можно получить стресс для организма потом, когда придется вернуться в университет или выйти на работу. Оставьте для полноценного обеда самое подходящее время – обеденное. Если хочется есть в другое время, отдайте предпочтение полезному перекусу. Это может быть: орехи/сухофрукты; овощные/ягодные соки и смузи; вареное яйцо; сыр/творог; зелень; фрукты/овощи. В этом случае организм будет тратить минимум сил на переваривание пищи и максимум на учебу.
Пишем конспекты
Даже если преподаватель сжалился и выложил в открытом доступе все лекционные и методические материалы, пишите конспекты. Это поможет отложить информацию в памяти, ведь тут задействована еще и работа мышц. А мышечная (механическая) память сильна. Если во время написания конспекта устали, встаньте, разомнитесь, сделайте растяжку или пятиминутную зарядку. Ведь этим и хороша дистанционная учеба: можно в любой момент снять напряжение в мышцах и поспособствовать притоку крови к мозгу.