«EAP/ESP/EMI and the Future of Learning in Higher Education»

2 июня 2022 года

2 июня 2022 года в онлайн формате прошла 7-ая международная конференция «EAP/ESP/EMI and the Future of Learning in Higher Education», организованная кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий, НИТУ «МИСиС».

В работе конференции приняли 110 преподавателей английского языка из   университетов и образовательных учреждений России и зарубежных стран. 

Конференция началась с пленарного доклада «Развитие педагогических сообществ посредством взаимного сотрудничества в контексте высшего образования» д-р Абдуллы Мохаммеда Аль Гурбани, доцента современной английской литературы кафедры английского языка факультета искусств и гуманитарных наук Университета Саны, Йемен. В своем докладе д-р Абдулла Мохаммед Аль Гурбани рассказал о важности коллаборации между преподавателями высшей школы для создания благоприятной среды обучения. Д-р Абдулла Мохаммед Аль Гурбани отметил, что создание саморегулируемых сообществ преподавателей является неотъемлемой частью профессионального развития преподавателей XXI века.

Вторым докладчиком выступила Лилия Владимировна Бондарева, заведующая кафедрой иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ «МИСиС», Россия, с докладом «Новые области исследований и разработок для преподавателей языка и коммуникации». Во время своего выступления Лилия Владимировна Бондарева подчеркнула, что в современных реалиях преподавателям необходимо обратить особое внимание на развитие интерактивной компетенции, владение устной речью, умение грамотно выстраивать дискуссию, что в дальнейшем поможет обучающимся эффективнее выстраивать свою коммуникацию.

За основными докладами пленарного заседания последовала содержательная панельная дискуссия «Будущее EMI. Разработка новых курсов EMI и ESP: современная международная тенденция или необходимость?». Модератор Татьяна Викторовна Емельянова, доцент кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ “МИСИС” и кафедры Л2 факультета «Лингвистика» МГТУ им. Н.Э. Баумана (НИУ), предложила участникам обсудить имеющиеся и возможные созвучные точки зрения по достижению успеха и внедрения инноваций в контексте преподавания EMI курсов. Участниками панельной дискуссии стали:

  • Цветелина Иванова, канд. техн. наук в области Систем промышленной автоматизации для обработки и управления данными, главный инженер-доцент Университета химических технологий и металлургии, София, Болгария;
  • Евгений Рогозинский, канд. экон. наук, доцент, директор Центра трансфера технологий НИТУ «МИСиС», сертифицированный специалист по управлению проектами (PMI);
  • Нина Заигрина, канд. филол. наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Института современного искусства;
  • Аида Родоманченко, канд. филол. наук, доцент Школы иностранных языков НИУ «Высшая школа экономики» и кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ «МИСиС»;
  • Марина Бажутина, канд. филол. наук, доцент кафедры теории и практики перевода Тольяттинского государственного университета, разработчик интегрированных курсов EMI/ESP для студентов-инженеров.
Подробнее о панельной дискуссии

Панельную дискуссию открыла Цветелина Иванова, кандидат технических наук в области Систем промышленной автоматизации для обработки и управления данными, главный инженер-доцент Университета химических технологий и металлургии, София, Болгария. Она имеет более чем 10-летний опыт работы в качестве разработчика программного обеспечения, имеет Кембриджский сертификат CPE и обширную практику преподавания многочисленных дисциплин и курсов на английском языке, связанных с информационными технологиями, как на программах магистратуры, так и на программах бакалавриата в университете (УХТМ, София, Болгария).

Цветелина Иванова рассказала об использовании EMI для преподавания студентам-инженерам предметов, связанных с ИТ. Она подчеркнула значимость работы с терминологией, необходимости дополнительно объяснять значение английских терминов для обозначения конкретной деятельности или объекта, поощрении студентов делать свои презентации на английском языке, особенно на мастер-классах, при условии, что Ц. Иванова заранее написала все доступные учебные пособия и материалы на английском языке, особенно для англоязычных приложений. Она рассказала о спорадическом использовании болгарского языка во время занятий и мерах по предотвращению использования так называемого ломаного языка.

Цветелина Иванова готовит своих студентов к различным собеседованиям в области технологий на английском языке, поскольку именно на нем в Болгарии проводится большинство из собеседований, обозначив важность введения новых терминов (значимых для предмета) на болгарском языке с их эквивалентами на английском. Например, используемые англоязычные сокращения для всех технологий длиннее и трудны для произношения на болгарском языке.

 

Цветелина Иванова также поделилась своим опытом обучения студентов программы Erasmus в одной группе вместе с болгарскими студентами, в основе которого двуязычие: сначала объясняется содержание предмета на болгарском языке, а затем то же самое повторяется на английском. Цветелина Иванова и Татьяна Емельянова намерены продолжить совместные исследования по вышеуказанным вопросам и разработать международный EMI курс.

 

Евгений Рогозинский, кандидат экономических наук, доцент, директор Центра трансфера технологий НИТУ “МИСИС”, сертифицированный специалист по управлению проектами (PMI) продолжил панельную дискуссию. Он рассказал о ключевой роли EMI и английского языка в инновационной системе НИТУ “МИСИС” и передаче технологий в рамках участия в рабочих группах БРИКС. В декабре 2021 года Евгений успешно прошел курс EMI, преподаваемый Т.В. Емельяновой в рамках программы технической магистратуры НИТУ “МИСИС”. Он поделился своими положительными впечатлениями об овладении необходимыми навыками для своей англоязычной профессиональной деятельности на российском и международном уровнях, такими как презентация и продвижение технологических и бизнес-проектов, участие в переговорах и различных научных конференциях, онлайн-мероприятиях и т.д.

Поскольку все передовые технологии обсуждаются на этих мероприятиях на английском языке, а все ведущие коллеги и ученые используют английский как язык международного общения, Евгений Рогозинский подтвердил необходимость разработки и внедрения новых курсов EMI в НИТУ “МИСИС” и за его пределами и приветствовал возможность на них обучаться.


Нина Заигрина, кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой иностранных языков Института современного искусства, рассказала о результативности курсов с элементами внедрения 
EMIв неязыковых университетах. Она рассказала об этапах обучения студентов фортепианного отделения Московской консерватории, оркестрантов, певцов, дирижеров, композиторов. Студенты 1-го и 2-го курсов изучают GE и ESP, элементы EMI вводятся в форме мастер-классов для студентов старших курсов. Известные зарубежные музыканты и исполнители приезжают в консерваторию с мастер-классами, среди них Янг Су Ли, Теодор Курентзис, Каталин Ротару, Раймундо Перейра Мартинес и др. Они обучают студентов некоторым исполнительским приемам, чтобы улучшить их навыки.

Нина Заигрина рассказала, что исполнители часто используют стратегию постепенного обучения по принципу от простого к сложному: сначала они объясняют студентам, как должно быть выполнено задание, затем выполняют его вместе с ними; затем разделяют класс на мини-группы и позволяют им выполнять его небольшими командами. После этого задание может быть выполнено каждым студентом индивидуально. В ходе занятия обучающиеся задают вопросы, после мастер-классов студентам часто рекомендуют просмотр онлайн-лекций и общение в форумах, где они могут присоединиться к дискуссиям на эту тему.

Панельную дискуссию продолжила Аида Родоманченко, кандидат филологических наук, доцент Школы иностранных языков НИУ “Высшая школа экономики” и кафедры иностранных языков и коммуникативных технологий НИТУ “МИСИС”; автор заданий Государственного экзамена по ЕГЭ по английскому языку; член редакционной коллегии журнала в области языкового образования и исследований.

 Аида Родоманченко затронула вопросы о том, как принципы EMI курсов используются в магистерских программах НИТУ “МИСИС” и курсах CPD. Она поделилась видением решения проблемы обучения иностранных студентов с разным уровнем владения языком с помощью EMI, чтобы улучшить их навыки межличностного общения и сотрудничества, а также навыки критического мышления. Аида Родоманченко и Татьяна Емельянова согласились с тем, что международно-признанные и широко используемые зарубежными коллегами англоязычные термины, такие как «pluricultural, plurilingualism» и т. п., с акцентом на «pluri-» вместо привычного «multi также могли бы активно использоваться российскими учеными.


Важность социального контекста в рамках курсов EMI была подчеркнута Аидой Родоманченко. Татьяна Емельянова подтвердила это, приведя примеры своей преподавательской практики в МГТУ им. Н.Э. Баумана (НИУ) и НИТУ “МИСИС”, например, подготовку магистрантов обоих университетов к участию в межакадемических мероприятиях “Деловая игра: предприниматели против бизнесменов” или “Конференция магистрантов” и т.д., организованных кафедрой Л2 факультета “Лингвистика” МГТУ им. Н.Э. Баумана (НИУ).


Марина Бажутина, кандидат филологических наук, доцент кафедры теории и практики перевода Тольяттинского государственного университета, также является ведущей в разработке интегрированных курсов EMI ESP для студентов-инженеров. Она представила несколько моделей интегрированного обучения иностранным языкам и профессиональным дисциплинам: от зон ближней и дальней интеграции содержания и компетенций до EMI в Тольяттинском государственном университете. Марина Бажутина рассказала о формировании интегрированной иноязычной профессиональной коммуникативной компетенции как с точки зрения планирования, так и оценки.


Участники согласились с тем, что практика адекватного применения предметной лексики и терминологии является обязательной для выпускников высших учебных заведений, которая может быть расширена в рамках разработанных курсов 
ESP и EMI. Команда участников дискуссии исследователей-практиков пришла к выводу, что университеты в Болгарии, России и т.д. в какой-то момент осуществили серьезную трансформацию своих программ изучения английского языка применяя методологию EMI.


Новые курсы 
EMI / ESP действительно необходимы, чтобы предоставить преподавательскому составу возможность развивать всемирно признанные международные и поликультурные навыки студентов, которые повышают возможности их трудоустройства и совершенствуют навыки общения между коллегами, что отвечает как современным потребностям, так и международным тенденциям.


Участники остались довольны панельной дискуссией и выразили намерение продолжить обсуждение затронутой тематики в следующем году. Панельная дискуссия способствовала постановке новых целей для достижения максимальных результатов в современных высших учебных заведениях на национальном и международном уровнях. Участники согласились с тем, что имеют созвучное видение достижения успеха и внедрения инноваций в контексте преподавания 
EMI курсов в России, Болгарии и за ее пределами.

В рамках параллельных секций, которые были посвящены вопросам профессиональной лингводидактики в эпоху цифровизации, образовательного контента и педагогической инновации, лингвистических аспектов иноязычного образования, участники конференции обсудили такие темы, как гибридный формат обучения, профессиональное выгорание, навыки самоанализа у обучающихся, и многие другие.

В специальной секции конференции «Молодые голоса» свои доклады представили обучающиеся 3 курса бакалавриата профиля «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» и 1 курса международной магистратуры «Обучение иностранным языкам и педагогическое проектирование в цифровой среде», НИТУ «МИСиС», Россия. Выступления будущих преподавателей и педагогических дизайнеров были посвящены проблемам инклюзивного образования, концентрации вовремя онлайн и оффлайн занятий, ответственности среди обучающихся за результаты своего обучение и др.

 

За пресс-релиз благодарим секретаря конференции Анастасию Игоревну Яценко и модератора панельной дискуссии Татьяну Викторовну Емельянову. 

Leave a Reply

Your email address will not be published. Required fields are marked *